Главная \ ПОЛЬЗА ШАХМАТ \ Обучение шахматам в школе

Обучение шахматам в школе

Обучение шахматам в школе

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»

Хосе Рауль Капабланка, 3-й чемпион мира по шахматам

Думаю, уже многие читали и слышали о пользе шахмат для развития ребенка. В последние годы в России и, особенно, в Москве уроки шахмат попали в расписание младших школьников. Но опыт нашей страны сегодня не единственный. Уже многие годы в разных странах мира, таких как США, Германия, Испания, Израиль и др., шахматы входят в программу образования. На основе статьи руководителя шахматного клуба Питтсбурга Джерри Мейера попробуем разобраться, что дает обучение шахматам в школе.

Исследование результатов обучения шахматной игре показывает, что шахматы напрямую способствуют академической успеваемости. Они делают детей умнее, формируют такие навыки, как:

  • Визуализация - детям предлагается представить себе последовательность действий, прежде чем она произойдет. Шахматы усиливают способность к визуализации путем обучения передвижения фигур «в уме» (не передвигая на доске) сначала на один, а потом и на несколько ходов.
  • Прогнозирование - детей учат сначала думать, потом действовать. С помощью шахмат учим их задавать себе и отвечать на вопросы "если я сделаю это, что может случиться потом, и как я могу ответить?" С течением времени шахматы помогают развивать терпение и вдумчивость.
  • Анализ – шахматы учат детей, что они не должны делать первое, что взбредет в голову. Они учатся выявлять альтернативы и рассматривать плюсы и минусы различных действий. Решения лучше, когда руководствуются логикой, а не импульсом.
  • Абстрактное мышление - дети шаг за шагом учатся рассматривать сначала детали, а затем всю картину в целом. Они изучают умения, используемые в одних ситуациях, и применяют их в других, но схожих положениях
    планирование – дети учатся строить долговременные цели и принимать меры для их достижения, а также менять свои планы в зависимости от ситуации.

Ни один из этих навыков не является специфическим для шахмат, но все они являются частью игры. Красотой шахмат как средства обучения является то, что они стимулирует ум детей и помогает им строить эти навыки одновременно с наслаждением игрой.

В школах шахматы также часто служат мостом, объединяя детей разных возрастов и с разными интересами. Шахматы помогают строить дружбу между детьми, а также формируют спортивный дух, когда дети соревнуются вместе как команда против других школ. Шахматы также учат спортивным навыкам - как выиграть и не унывать при встрече с поражением. Есть много примеров детей с проблемами адаптации, когда шахматы привели к увеличению мотивации, улучшению поведения и взаимодействию с другими детьми.

Почему шахматы имеют такое влияние? Можно выделить несколько факторов:

  • шахматы предоставляет возможность решения большого количество проблем на практике;
  • шахматы предполагают немедленное наказание и поощрение при решении проблемы;
  • шахматы создают основу системного мышления, когда столкновение с проблемой порождает успех. В шахматах дети привыкают искать все больше различных альтернатив, и эта привычка применяется и в других областях деятельности;
  • соревновательность шахмат стимулирует интерес, повышает умственную активность;
  • образовательная среда, организованная вокруг игр имеет положительное влияние на отношение учеников по отношению к обучению. Учебные игры являются одним из самых мощных мотивационных инструментов в репертуаре учителя.

Подводя итог, можно отметить, что главной задачей занятий шахматами в школе является не столько подготовка сильных шахматистов, сколько добиться положительного эффекта в развитии общих интеллектуальных способностей детей с помощью систематических занятий и игр.

Теги обучение шахматам