Главная \ ПОЛЬЗА ШАХМАТ \ Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка

Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка

Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка

Являются ли шахматы искусством? Наукой? Некоторые утверждают, что это так. Тем не менее, давайте будем честными, и отметим, что главное, что привлекает нас в шахматах – это процесс игры. Однако у шахмат есть большое отличие от других игр – они является одним из немногих способов в полной мере задействовать наш интеллект.

Шахматы является одним из самых мощных образовательных инструментов, доступных для укрепления ума ребенка. В них довольно легко научиться играть. Большинство шести- или семилетних детей могут следовать основным правилам. Некоторые дети в возрасте четырех или пяти лет могут уже отлично играть и провести всю партию целиком. Как и изучение иностранного языка или музыки, раннее начало занятия шахматами может помочь ребенку стать более опытным. Независимо от возраста ребенка, однако, шахматы могут улучшить концентрацию, терпение и настойчивость, а также развивать творческий потенциал, интуицию, память, и, самое главное, умение анализировать и выводить нужное правило из набора общих принципов, научиться принимать жесткие решения и гибко решать проблемы.

Это звучит очень претенциозно, поэтому попробуем привести некоторые аргументы и образовательные исследования для обоснования этих тезисов.

Концентрация, Терпение и Настойчивость

Для того, чтобы хорошо играть в шахматы требуется интенсивная концентрация. Некоторые из лучших игроков в мире, несомненно, могут выглядеть рассеянным, иногда вставая в промежутках между ходами. Более пристальный взгляд, однако, показывает, что большинство из этих игроков на самом деле сильно сконцентрированны, опираясь на сильные визуальные образы, могут планировать и рассчитывать варианты, даже если они находятся вдали от шахматной доски. Для молодых, неопытных игроков, шахматы учат сохранять концентрацию, обеспечивая немедленное наказание за промахи. Немногие учебно-методические средства обеспечивают такую ​​быструю обратную связь. Потеря концентрации в любой момент партии может привести не только ухудшению позиции, но и, возможно, немедленному проигрышу игры. Только целенаправленный, терпеливый и настойчивым молодой шахматист будет поддерживать стабильные результаты – и такие характеристики ценны для академической успеваемости в школе, и особенно для школьных экзаменов.

Игра в шахматы подразумевает сочетание способностей. Доктор Альберт Франк обнаружил, что у подростков 16-18 лет, хорошо играющих в шахматы, более сильные пространственные, численные, административно-направленные способности. Доктор Роберт Фергюсон отмечает, что "этот вывод показывает, что способность к шахматам есть у индивидуума не только из-за наличия одного или двух способностей, но, что большое количество способностей работают вместе в процессе обучения шахматам и игры." Еще более детальное исследование Франка показало, что обучение шахматам даже в подростковом возрасте улучшило численные и вербальные способности. Это произошло у большинства учеников (не только сильных игроков), которые изучали шахматы в течение двух часов каждую неделю в течение одного учебного года. Другие исследования также подтвердили, что игра в шахматы помогает укрепить память ребенка.

Исследование в Канаде показывает значение шахмат для развития навыков решения проблем у детей младшего возраста. Благодаря интеграции шахмат в традиционных учебный план, учителям математики удалось существенно поднять средний уровень решения задач своими учениками. Они набирали на тестах решения задач гораздо больше балов, чем те, кто проходил стандартный курс математики.

Также исследования показали, что шахматы стимулируют критическое и творческое мышление. На протяжении четырех лет доктор Фергюсон анализировал влияние шахмат на навыки мышления учеников 7-9 классов. Эти ученики уже были определены как одаренные, с коэффициента интеллекта (IQ) выше 130 баллов. С помощью двух тестов (Уотсона-Глейзера на оценку критического мышления и тесты Торранса на образное мышление) Фергюсон обнаружил, что после 60-64 часового курса шахмат ученики показали значительный прогресс в критическом мышлении. Кроме того, он обнаружил, что шахматы усиливает творчество у одаренных подростков. Он пришел к выводу, что "… шахматы превосходят многие используемые в настоящее время программы для развития творческого мышления, и, следовательно, по логике вещей, могут быть включены в дифференцированную программу для умственно одаренных студентов".

Шахматы полезны и для того, чтобы поднять общий уровень IQ учеников. Использование шкалы Векслера у более 4000 учеников второго класса в Венесуэле показало значительное увеличение IQ баллов большинства, занимающихся уже после 4,5 месяцев систематического изучения шахмат. Правительство Венесуэлы был настолько впечатлено, что во все венесуэльские школы введены уроки шахмат.

Вывод

Шахматы как инструмент для развития умов наших детей представляется особенно мощным. По самой своей природе шахматы представляет собой постоянно меняющийся набор проблем. Для каждой из них игрок пытается найти лучшее решение путем расчета вариантов наперед, оценивая эти будущие возможности, используя набор теоретических принципов. Важно отметить, что практически всегда есть несколько лучших возможностей, так же, как и в реальном мире может существовать более чем один лучший вариант. Игроки должны научиться принимать решения, даже если ответ неоднозначен или труден.

Эти навыки мышления становятся все более ценными для учащихся начальной и средней школы, которые постоянно сталкиваются с новыми проблемами повседневной жизни. Когда ученики идут в университет, им будет особенно важно понять, как применять общие принципы для оценки новых ситуаций, критически, а не полагаться на большое количество чужих ответов. Все больше и больше школ во всем мире признают ценность шахмат, которые теперь становится частью стандартных учебных программ.